Денис Иванов - генеральный директор Одесского Международного Кинофестиваля, основатель компании «Артхаус Трафик», координатор и соорганизатор многих событий в индустрии кино. Свободное пространство «Циферблат», Одесса, пригласил Дениса на завтрак, и он рассказал о том, с чего началось его увлечение кино, как создавался Одесский Международный Кинофестиваль, который, кстати, пройдет с 12 по 20 июля, и почему рисковать всегда стоит.
Люди с нетерпением ждут, пока стрелки часов укажут одиннадцатого. Горячие тосты, джем и свежие фрукты создают настроение приятного летнего утра. Вот-вот начнется самое интересное: Денис открывает двери, удивленно оглядывается и благодарит за то, что посетители выбрали беседу вместо сна. Его голос звучит уверенно и приятно ...
«С чего все началось? Это может показаться странным, но именно бабушка повлияла на мое мировосприятие, в частности научила выбирать фильмы. Ленты, которые демонстрировали после одиннадцати вечера, обычно принадлежали к тому жанру, который сейчас принято называть «артхаусом». Уже тогда я полюбил фильмы Бергмана и понял, что такое настоящее искусство.
Прошло время, я повзрослел, и однажды мы с друзьями решили организовать рок-концерт. К сожалению, все шло не так, как нам хотелось. Тогда и пришла идея вместо музыки дать людям возможность наслаждаться кино: по крайней мере его уже отсняли и никаких лишних ошибок не будет. Одной из первых картин мы продемонстрировали ретроспективу Тарковского. Учился я на политологии - знаете, тот же факультет бездельников, которые не знали, куда им деться. Но увлечение кино становилось чем-то важным, чем просто способом весело провести время. Киноклуб развивался. Мы показали Underground Кустурицы фильмы Гринуэя и других талантливых режиссеров. И тогда у меня появилась новая мечта - учиться в модной киношколе, скажем, в Лондоне », - смеется Денис. В студенческие годы он слушал The Beatles и был фанатом британского кино, и это стало решающим критерием при выборе учебного заведения за рубежом. В глазах тех, кто пришел послушать эти истории, горят искры незаурядной заинтересованности, и Денис продолжает свой рассказ.
«Представьте себе: я уже сидел в автобусе с рюкзаком перед своим полугодовым обучением в Великобритании. Однако когда вышел, то вдруг оказался один на один с незнакомым страной. Пришлось изучать английский. London International Film School оказалась интересным местом. Я начал знакомиться, студенты звали в свои проекты. И тогда я понял, что съемки - это страшная скука.
Денег, чтобы продолжать обучение, не было. Для поступления в университет нужны были большие деньги, которые обычно давала страна. Но после того, как я позвонил в Министерство культуры около двухсот раз, мне ответили: «Лондонская киношкола? Зачем? У нас есть Карпенко-Карого, Вы можете вступить туда. »
Вернувшись в родной Украине, я попал в круг людей, занятых организацией фестивалей. Первым был «Молодежь» - я попал туда по обмену и каким-то образом стал программным директором на один год. А как же я создал ArtHouseTraffic? Ну, четыре дня наша команда плакала », - замечает Денис с иронической улыбкой. Посетители удивленно прислушиваются.
«Вообще, когда ты организуешь что-то новое, вокруг всегда много скепсиса. Чрезвычайно много людей, которые в тебя не верят, и они окружают тебя со всех сторон. Ян Юсим, арт-директор одесского кинотеатра U-Cinema, был практически единственным, кто поддержал нас. Мы продемонстрировали фильм «Птица», а у него также не верили вообще - он ведь не был классически американским.
Впоследствии мы перешли к японскому кино. Поскольку в то время это было трендом, то у нас был полный sold-out, однако, бюджет не пополнился. Что-то было не так с расчетами: все нас приветствовали с аншлагом, а мы остались в минусе. Тогда мы почила читать специальные книги. Важно понять, как работать по-настоящему. Оказывается, бывает полезно погрузиться в подобную литературу.
Наконец Asia-кино стал проектом, который спас нас от проигрыша. Мы не могли ни останавливаться на достигнутом, ни успокоиться. Делать то, чего не делали раньше - важная составляющая успеха », - сделав подобный вывод, Денис обводит зал глазами. Все молча соглашаются, задумавшись.
«Между тем мы натолкнулись на съемки фильма «Штольня ». Все причастные к этому проекту ребята были амбициозными и готовыми были проходить сквозь стены. Когда я позвонил своему отцу, чтобы посоветоваться, он ответил: «Рискуй. Продашь квартиру, в конце концов. "
Денег было немного. Когда мы попали к людям, которые пахнут землей, и попытались объяснить им, что такое артхаус, ничего не получилось. «Нас не поддерживают? Устроим скандал »- подумали мы. Тогда как раз были выборы, и политология стала мне пригодиться. Я знал, что политическую агитацию надо убрать за один день, а сделать это всегда трудно. Поэтому мы предложили завесить противозаконную рекламу собственной. Так во всех городах Украины появились постеры, рекламирующие киноленту «Штольня», и нам не пришлось жить в коробке из-под апельсинов. Фильм мы же продали.
Жили мы в двухкомнатной квартире, и вот однажды к нам пришли парень в костюме и девушка-блондинка. Разговор был примерно такой: «Что вам нужно? Может, мы приобретем вашу компанию? ». Я тогда не понял, что к чему, а потом узнал, что это была Виктория Тигипко.
Когда мы встретились в следующий раз, то начали продумывать фестиваль. Сначала мы хотели организовать все в Киеве, однако, цена была высокой. А вот Одесса ... «Одесский кинофестиваль» звучит магически. Поскольку целью было сделать проект международным, все стремились выложиться на полную. В апреле 2010 года все закрутилось и стало понятно, что Одесском Международном Кинофестиваля - быть!
Начало работы напоминал круги ада. Никто не верил в этот проект, однако, у нас был азарт, а после жестокой пресс-конференции это стало вопросом чести. Я не могу сказать: «Это я сделал!». Фестиваль - это всегда команда труд », - подняв слушателей, собственно, к самому фестиваля Денис останавливается. Все ждут профессиональных советов от него.
«Чего ждать от фестиваля? Конечно положительных эмоций. Кинорынок меняется, ничто не стоит на месте. Если говорить об украинской программе, то мы отобрали двенадцать кинолент как вершину айсберга - лучшие из лучших. На ОМКФ будет продемонстрирован фильм Киры Муратовой «Вечное Возвращение», а также первый украинский фильм в 3D. Интересными, на мой взгляд, не только фильмы, находящихся в состоянии питчинга, но и так называемые представители «work in progress».
Кино - это коммуникатор. Вы слышали термин «империя Кормана»? Это Роджер Корман открыл большинство из тех американских звезд, которых мы сейчас видим на экранах. Он понял, что люди приезжают в кинотеатры на открытом воздухе не только смотреть кино - и спонсировал молодых режиссеров, готовых снимать за короткий срок.
ОМКФ - это тоже своеобразный коммуникатор, место встречи интересных и талантливых людей. Чего стоит один только Уинтерботтом и его премьера «Король Сохо». Мы стараемся пригласить ярких представителей киноиндустрии », - разговор заканчивается. Гости задают вопросы, и Денис одинаково умеренно отвечает, не забывая о юморе:
«Какие у меня планы на будущее? Мы же больные люди: мы всегда что-то планируем. Я могу рассказать вам много нелепостей, связанных с кино и разнообразными идеями. Например, меня интересует «купольное» кино - оно предоставляет широкий простор для творчества. »
Денис Иванов - человек, который не боится ошибаться и смело идет на риск. Его истории вроде «Пришел я на BBC и говорю - вам нужен оператор?» - Свидетельство того, что он всегда старался брать от жизни все. Чего бояться? Незнакомая страна, влиятельная компания - и что? Всегда стоит попробовать.
Когда у Дениса Иванова спрашиваешь о его собственное отношение к кино, ответы покоряют искренностью. Он называет имена всемирно деятелей, как Чаплин или Триер, без всякого намека на пафос. Представители успешных артхаусных проектов - тоже обычные люди, которые смотрят то же самое кино, что и мы с вами, и восторженно поддерживают беседу о простых вещах.
Завтрак завершился обменом благодарностей и вкусным кофе. Денис Иванов поблагодарил за внимание и вышел, направляясь на работу. Как директор, он должен быть ответственным за проведение фестиваля, потому что даже артхаус не терпит хаоса в делах. Именно такие люди и вдохновляют :)